* Телеграмама-молния
а что, мосты разрушены?

Он выпрямлял людей

Он выпрямлял людей
Умер Яцек Куронь. Самый знаменитый польский диссидент, заложивший основы "Солидарности". Он состоял в коммунистической партии, из которой дважды изгонялся: сначала за "антипартийную фракционную деятельность", потом за написанное вместе с Каролем Модзелевским "Открытое письмо к членам ПОРП" с критикой диктатуры партийной бюрократии. Он создал "свободную организацию трудящихся" КОС - КОР ("Комитет общественной самообороны" - "Комитет защиты рабочих"), именуемую властями ПНР "штабом контрреволюции". В Польше он был "самым вредным антисоциалистическим элементом", а советские публицисты называли его первым антикоммунистом, троцкистом и теоретиком польской контрреволюции. Тюрьма была для него проходным двором. Его сажали, сокращали сроки, выпускали по амнистии, снова отправляли на нары. В сумме он провел за решеткой девять лет. И за такой биографией - отсутствие ненависти к кому бы то ни было.

Потом, уже в новой Польше, неоспоримый предводитель борьбы за свободу, как сейчас о Куроне сказал Валенса, дважды вошел в правительство министром труда и социальной политики и стал лидером рейтингов популярности. Люди ему верили безоглядно. Он был достоверен как в жизни, так и на телеэкране, хриплым голосом убеждая в необходимости проводимых реформ. Он был всегда на стороне человека. Обиженного. Преследуемого. Бедного. Голодного. Организовал фонд "Общественная помощь SOS", брал полевую кухню, надевал поварской колпак и самолично разливал на варшавских улицах безработным и бездомным суп, который прозвали "куроневкой". Он выпрямлял людей, сказал кто-то.

Даже будучи министром, он везде появлялся в джинсах и рубашках навыпуск. Его увидели в темном костюме и при галстуке только во время президентской кампании, в которой он занял "призовое" место вслед за Квасьневским и Валенсой.

В начале 90-х в "МН" была полоса "Лидеры". Из Польши были представлены Бальцерович, Лем, Мазовецкий... А очень хотелось Куроня. Но все как-то не получалось. И вот наконец в Крынице, на форуме "Польша-Восток" мы разговорились. Повод был. Тогда Польша демонстративно повернулась спиной к восточной границе, все идущее из-за нее провозгласила опасным. И вдруг Куронь заявляет, что "дорога Польши в Европу ведет через Москву". Через какое-то время мы встретились с ним в его варшавской "квартире открытых дверей и окон", как называли ее соседи.

Куронь завел меня в заваленный книгами кабинет-явку, он показал мне из окна "рабочие места" сексотов. Мы пили горячий чай, которым он уже тогда поддерживал больное горло, позже всюду ходил с термосом. Куронь стал рассказывать о своей программе развития посткоммунистического мира, осуществление которой давало бы шансы не только богатым, но и всем людям, проникшимся желанием активной деятельности. Бедный человек несвободен по отношению к рынку, а потому найти себя в рыночных условиях можно лишь совместными усилиями, разъяснял Куронь.

...Сегодня каждый спешит выразить свою признательность. От президента до соседей по лестничной клетке. Как будто Яцек Куронь, пока его не похоронили, успеет все это услышать. Нобелевский лауреат поэтесса Вислава Шимборска в этом потоке слов самая сдержанная: "Его жизнь была даром для всех нас".

Так в Польше еще не провожали в последний путь ни одного политика, ни одного человека.
KURON-KOS-KOR

Комментариев нет: